11.11. Онлайн-распродажа на китайский День холостяков, обогнавшая по масштабам «Чёрную пятницу»


В Китае 11 ноября проходит самый масштабный в мире шопинг-фестиваль. Несмотря на эпидемию Covid-19, продажи должны побить рекорды прошлых лет. По их результатам эксперты смогут судить, насколько Китай действительно оправился от коронавируса. В 2020 в фестивале шопинга участвовали 250 тыс. брендов и 5 млн продавцов на платформе Taobao, в онлайн-магазинах Tmall и Aliexpress. Число покупателей в 2020 году составило свыше 800 млн человек. В распродажах 11 ноября давно участвуют и другие торговые онлайн-платформы: JD.com, Pinduoduo, магазины в суперприложении WeChat от интернет-гиганта Tencent.

Немного истории. Как появилась эта распродажа? Всемирная глобальная распродажа


День холостяка зародился в 1993 году в кампусе китайского университета города Нанкин — студенты стали проводить вечеринки в честь своего одиночества, противопоставляя их Дню святого Валентина. Исходное название события — 光棍节 (Guānggùn jié) и оно действительно значит «День холостяка». Однако сегодня в Китае этот праздник стал в первую очередь днем распродаж. Теперь все говорят «двойное 11» (双十一 shuāng shíyī), потому что фестиваль проходит 11 числа 11 месяца. Дата 11.11 была выбрана не просто так: в Китае цифра 1 связана с выражением «голые ветви». Так называют холостяков, поскольку те не могут добавить новую ветвь к генеалогическому древу. А четыре единицы — уже группа холостяков, которые держатся вместе. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.

Другая причина — демографический разрыв. В 2020 году в Китае одиноких мужчин примерно на 30 миллионов больше, чем женщин в том же статусе. На это повлияла национальная «политика одного ребёнка»: её отменили в 2015 году, но отголоски будут считаться ещё десятилетиями. Китайских мужчин, которые не женились к 30 годам, на родине называют «shengnan» — ненужный, оставшийся. И это оказывает на них дополнительное давление общества.


Джек Ма. Как появилась идея создания аналога «Черной пятницы»


Тем временем, Джек Ма, основатель Алибаба, размышлял над идеей увеличить продажи на торговой онлайн-площадке Tmall, сосредоточив интерес покупателей вокруг определённого праздника. Вдохновлялся он примером США, где предлагали большие скидки сразу после Дня благодарения — распродажа, получившая название «Чёрная пятница». 11 ноября 2009 года Alibaba провела крупную 24-часовую онлайн-распродажу на Taobao Mall, приурочив её к неофициальному празднику. Поначалу промо-компания строилась на призывах мужчин побаловать себя и отпраздновать собственную независимость, а не горевать об одиночестве. «Даже если у вас нет парня или девушки, вы можете закупаться как сумасшедшие» — гласил слоган.


Ежегодные рекорды. Любопытно знать.


Больше продавцов значит больше продаж. Каждый год фестиваль шопинга бьет собственные рекорды по скорости достижения отметки 10 млрд юаней ($151,4 млн) и рекорды общей суммы проданного. В 2016 году Alibaba понадобилось 7 минут, чтобы продать товаров на 10 млрд юаней. Через год время рекорда уменьшилось вдвое. В 2018 «психологически важной отметки» достигли за 125 секунд. В 2019 — за 96 секунд. Компания также фиксирует рекорды по времени продаж на 100 млрд юаней ($14,3 млрд). В 2019-м китайцам потребовался всего 1 час 3 минуты 59 секунд, чтобы достичь этой отметки. Это было на 43 минуты быстрее, чем в 2018-м.

В 2019 году продажи 11 ноября на Alibaba превысили миллиард долларов за 68 секунд, а отрыв от «Чёрной пятницы» и «Киберпонедельника» стал более, чем двукратным. Обычно все эти подсчёты ведутся в прямом эфире и выводятся на экран — Alibaba каждый год проводит в честь своей распродажи полноценный фестиваль 11.11 Gala, где участвуют западные звёзды уровня Дэвида Бэкхема, Николь Кидман, Кэти Перри и Дэниэла Крейга. Какие цифры продаж нам демонстрирует 11.11 в разные периоды?


Если первый День холостяков был для Alibaba относительно успешным, то уже в 2010 году продажи на площадке 11 ноября выросли на 1700%, превысив отметку в 135 миллионов долларов. Узнаваемость и популярность «дня шопинга» росла, а конкуренты запускали свои аналоги: JD.com, например, запустил фестиваль распродаж 618, назначив его на 18 июня.

2011 год стал ещё успешнее. Он выдался на «День холостяков века» — дело в особенной дате 11.11.11.

Уже в 2012 году по объёмам продаж Tmall обогнал акцию «Киберпонедельник», а затем позади осталась «Чёрная пятница». В 2017 году пользователи потратили в рамках 11.11 более 25 миллиардов долларов, когда как две американские распродажи в совокупности достигли показателя в 11 миллиардов долларов.

Расскажем, в цифрах, как проходит Глобальная распродажа в России.


Пресс-служба AliExpress Россия раскрыла показатели распродажи 11.11 в 2020 году по стране. Представители компании рассказали TJ, что за три дня (с 10 по 12 ноября) россияне сделали покупки на AliExpress на 19,3 миллиарда рублей. Причём объёмов продаж в 4 миллиарда рублей удалось достигнуть за первый час распродажи.


Что интересного на распродаже 11.11 в 2021 году?

В последние годы особой популярностью в Китае пользуются стримы из деревень: в Taobao Live им даже выделили отдельную вкладку. Хотя обо всех скидках известно заранее и за некоторые товары нужно оставлять залог, 11 ноября тоже будут вести лайвстримы. Для этого Taobao нанял 300 знаменитостей-ведущих, а еще свои товары будут продвигать 400 руководителей компаний.


Подарки и распродажи на AliExpress

Во время Всемирного Дня холостяка на АлиЭкспресс в 2021 году пройдет ряд отличных акций. Помимо скидок, покупателей ждут бесплатные купоны номиналом от 2 до 100 долларов, онлайн-игры с розыгрышами ценных призов и специальные предложения от продавцов. Если есть необходимость в покупке какого-либо товара на AliExpress, 11.11 – удачный для этого день. В следующий раз насладиться скидками и акциями будет возможно во время «Черной пятницы», 29 ноября.

Распродажа на eBay

Известный онлайн-гипермаркет eBay дарит покупателям скидки до 50%. 11 ноября под распродажу попадают многие брендовые товары: смарт-часы, смартфоны, косметика, товары для дома, игрушки и многое другое.

Скидки и подарки на Tmall

«Дочка» AliExpress, интернет-магазин Tmall, также не остался в стороне Дня холостяка. Покупателям доступны купоны номиналом до 1000 рублей и скидки на популярные товары (до 70%). Под распродажу попали все категории товаров, начиная от электроники, заканчивая одеждой. Особенно выделяются ценами смартфоны. На брендовые модели скидки достигают 36%. Если вам нужен новый телефон, предложения от Tmall – отличная возможность.