Регистрация товарных знаков в Китае «ПОД КЛЮЧ»


Регистрация товарных знаков в Китае «ПОД КЛЮЧ»

Регистрация товарного знака в Китае осуществляется через Управление по товарным знакам Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР (CTMO). Основным законом, регулирующим регистрацию и использование товарных знаков в Китае, является Закон КНР «О товарных знаках» (Trademark Law of the People's Republic of China). Иностранные заявители могут регистрировать свои товарные знаки через официального представителя — аттестованного патентного поверенного.

Для регистрации в качестве торговой марки могут быть использованы текстовые и графические изображения, включая слова, буквы алфавита, числительные, трехмерные изображения, комбинации цветов или сочетания вышеуказанных компонентов. Кроме того, знак должен иметь отличительные характеристики, позволяющие идентифицировать представляемые им товары и услуги, а также не иметь препятствий для регистрации в виде ранее зарегистрированных торговых марок.

Срок действия товарного знака составляет 10 лет с возможностью последующего продления.

По законодательству Китая правообладатель товарного знака несет ответственность за свою продукцию перед своими потребителями и должен гарантировать своим потребителям качество своих товаров и услуг.

Этап 1. Проверка торговой марки на охраноспособность. Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (CNIPA - China National Intellectual Property Administration)

Перед регистрацией торговой марки проводится предварительная проверка по базе данных Управления по торговым маркам Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (CNIPA - China National Intellectual Property Administration). Основная цель проверки состоит в выявлении среди ранее зарегистрированных торговых марок идентичных, сходных до степени смешения. В том числе в базе данных Управления по торговым маркам Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (CNIPA - China National Intellectual Property Administration) содержатся сведения о поданных на регистрацию заявках, по которым в данное время ведется экспертиза. Данные заявленные обозначения еще не зарегистрированы в качестве торговых марок, однако наличие среди них идентичных или сходных до смешения тоже может привести к отказу в регистрации. Таким образом, перед подачей документов можно выявить те торговые марки, которые составляют препятствие для регистрации торговой марки предприятия.

Проверка торговой марки требуется для предварительной оценки возможности регистрации торговой марки в связи с наличием препятствий со стороны ранее зарегистрированных ТМ.

Срок проведения проверки 14 рабочих дней с момента предоставления всех данных, необходимых для проведения проверки (Заявка на проверку ТМ, по форме, предоставленной Исполнителем), качественное комбинированное изображение ТМ, описание ТМ – название на английском (кириллице, китайском) языке, Свидетельство о регистрации юридического лица (цветной скан), являющегося правообладателем ТМ).

По окончании проверки Заказчик получает отчет по результатам проверки, в том числе рекомендации от экспертов по внесению изменений ТМ для успешной регистрации.

Предварительная оценка охраноспособности торговой марки

Прежде чем приступить к регистрации выбранной товарной марки необходимо оценить ее соответствие критериям охраноспособности, предъявляемым законодательством Китая, в частности, Законом КНР «О торговых марках». В соответствии с положениями данного закона, регистрация следующих торговых марок запрещена:

1. состоящих только из общепринятого наименования, изображения или обозначения данного товара (общепринятый знак);

2. непосредственно указывающих только на качество, основные компоненты, использование, вес, количество или иные характеристики товара (описательный знак);

3. лишенных отличительных характеристик.

4. При этом данные знаки могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки в случае, если они приобрели отличительные характеристики в ходе использования или могут быть использованы для идентификации товаров или услуг.


Кроме того, запрещена регистрация следующих торговых марок:

1. идентичных или сходных с государственным наименованием, флагом, гербом, флагом вооруженных сил, наградным военным знаком КНР, а также идентичных наименованию какого-либо места, наименованию или графическому изображению здания, являющегося символом расположения какого-либо ведомства центрального государственного органа;

2. идентичных или сходных с государственным наименованием, флагом, гербом, флагом вооруженных сил зарубежной страны, за исключением случаев получения согласия правительства данной страны;

3. идентичных или сходных с наименованием, флагом, эмблемой межправительственной международной организации, за исключением случаев получения согласия данной организации и отсутствия возможности введения общественности в заблуждение относительно принадлежности знака;

4. идентичных или сходных с официальной отметкой или оттиском печати, который показывает осуществление контроля или предоставление гарантии, за исключением разрешенных;

5. идентичных или сходных с наименованием или знаками Красного креста или Красного полумесяца;

6. дискриминационных по отношению к какой-либо национальности (этнической группе);

7. являющихся ложными или содержащих рекламу товаров или услуг;

8. противоречащих общественной морали, традициям или имеющих какое-либо иное неблагоприятное влияние.

9. Кроме того, запрещена регистрация в качестве торговых марок географических наименований административно-территориальных образований не ниже уездного уровня или широко известных иностранных географических наименований, за исключением наименований, имеющих дополнительное значение, или используемых в качестве коллективной торговой марки или знака сертификации.

В случае если знак является воспроизведением, имитацией или переводом общеизвестной торговой марки, которая не зарегистрирована в КНР, при этом данный знак подается для регистрации в отношении тех же или схожих товаров и услуг, в соответствии с Законом КНР «О торговых марках» данный знак не может быть зарегистрирован в качестве торговой марки и будет запрещен к использованию. При определении того, является ли торговая марка общеизвестной, учитываются следующие факторы:

1. известность торговой марки в соответствующем сегменте общественности;

2. длительность использования торговой марки;

3. сроки, сфера применения, территория распространения торговой марки;

4. наличие защиты данной торговой марки в качестве общеизвестной.

5. В случае если торговая марка содержит в себе информацию, указывающую на происхождение товаров из какой-либо географической зоны, при этом фактически товары не имеют отношения к данной территории, такая торговая марка не может быть зарегистрирована и должна быть запрещена к использованию. Однако, в случае если торговая марка была ранее зарегистрирована добросовестным владельцем, она может использоваться в дальнейшем.


Этап 2. Подготовка и подача заявления на регистрацию торговой марки, оплата пошлины. Управление по товарным знакам Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР (CTMO).

Юридические и физические лица, которые не являются резидентами Китая, обязаны проводить все действия по регистрации товарных знаков через национальных патентных поверенных.

Срок подготовки документов, Подачи заявочной документации и оплаты пошлин -

10 рабочих дней.

При регистрации торговой марки необходимы следующие документы:

1. Заявление на регистрацию торговой марки, заверенное основной печатью заявителя (Форма заявления предоставляется Исполнителем).

2. Графическое изображение торговой марки в шести экземплярах (один экземпляр прикрепляется на оборотной стороне заявления). Изображения должны быть достаточно четкими, размер изображения не может быть менее 5 см или более 10 см. В случае если торговая марка является цветным изображением, предоставляется цветное графическое изображение в шести экземплярах (один из которых прикрепляется на оборотной стороне заявления), а также черно-белое изображение в одном экземпляре.

3. Копия Свидетельства о праве хозяйственной деятельности (свидетельства о регистрации юридического лица) + перевод свидетельства на китайский язык (обязательный перевод в компании, которая в дальнейшем будет готова заверить перевод нотариально на территории РФ, производится Заказчиком).

4. Доверенность, выданная заявителем на имя патентного поверенного на территории КНР (Данные патентного поверенного предоставляет Исполнитель).

5. Подбор классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). При регистрации торговой марки заявитель должен указать класс и конкретные товарные группы, на которые будет распространяться защита торговой марки. Данные классы и товарные группы указываются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). В настоящее время действует одиннадцатая редакция МКТУ, принятая специальной комиссией Всемирной организации по охране праве интеллектуальной собственности (ВИПО) и вступившая в силу с 1 января 2017 г (ред. от 01.01.2019).

Управление по торговым маркам производит уведомление заявителя о необходимости внести дополнительные материалы, отказе или частичном отказе в регистрации, уведомлении о приеме заявления к рассмотрению и получению Свидетельства о регистрации торговой марки по адресу, указанному в Свидетельстве о праве хозяйственной деятельности юридического лица. В случае если фактический адрес и адрес, указанный в Свидетельстве о праве хозяйственной деятельности, различаются, до подачи заявления на регистрацию торговой марки необходимо оформить внесение соответствующих изменений в Свидетельство о праве хозяйственной деятельности. При изменении адреса в процессе регистрации торговой марки допускается подача заявления об изменении адреса на основании изменений в данном свидетельстве.

В случае отсутствия основания для отказа в регистрации торговой марки Управление по торговым маркам обязано выдать уведомление о приеме заявления к рассмотрению, а также дать публичное объявление. Публикация объявления о приеме торговой марки к регистрации осуществляется в бюллетене и на сайте Управления по торговым маркам Главного управления Промышленно-торговой администрации для того, чтобы лица, права которых могут быть нарушены регистрацией торговой марки, могли подать протест.


Этап 3. Экспертиза товарного знака. Проверка знака на соответствие закону о товарных знаках КНР, в том числе проверка уникальности. Получение уведомления о приоритетном праве или об отказе в регистрации.

Формальная экспертиза 2 месяца.

Экспертиза, по существу, 4-5 месяцев.

Этап 4. Публикация товарного знака.

Публикация проводится в специальном открытом бюллетене. Бюллетень с опубликованными знаками размещается на сайте ведомства. Данные бюллетени просматривают юристы и патентные поверенные компаний, которые зарегистрировали свои товарные знаки на территории Китая, и следят за тем, чтобы регистрирующее ведомство не пропустило регистрацию знака, схожего со знаками их клиентов.

3 месяца есть у третьих лиц для подачи возражения на регистрацию товарного знака

Этап 5. Направление возражений против регистрации товарных знаков. Если с помощью мониторинга товарных знаков, опубликованных в бюллетенях, кто-то выявил, что регистрация товарного знака может нарушить исключительное право на товарный знак правообладателя, а также права потребителей товаров и услуг, он может подать возражение против регистрации обозначения в качестве товарного знака. Обратите внимание, что такое возражение может подавать не только правообладатель знака, чьи права могут быть нарушены, но и любое другое лицо.

С 2014 года для подачи такого возражения необходимо подтвердить, что обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака по причине тождества или сходства с ранее зарегистрированными знаками, общеизвестным знаком или географическим названием. На подачу возражения дается 3 месяца с момента опубликования заявки в бюллетене.

Возражение рассматривается 12 месяцев.


Этап 6. Выдача свидетельства на товарный знак. Представитель заявителя должен получить оригинал свидетельства на товарный знак в течение 3-х месяцев с момента получения извещения о его готовности.

Срок действия Свидетельства о регистрации торговой марки составляет 10 лет. Отсчет срока начинается с дня утверждения и выдачи свидетельства. В случае необходимости продления Свидетельства необходимо за 6 месяцев до истечения срока действия подать заявление на продление регистрации торговой марки. Если заявитель не смог подать заявление в установленный срок, допускается подача заявления о продлении срока действия Свидетельства о регистрации торговой марки в течение 6 месяцев после истечения срока действия, однако при этом необходимо дополнительно уплатить государственную пошлину за продление регистрации в расширенный срок. Если заявитель не осуществляет подачу заявления в расширенный срок, Управление по торговым маркам аннулирует Свидетельство о регистрации торговой марки. После этого прежний правообладатель может восстановить права в отношении торговой марки только путем повторной подачи заявления на регистрацию в общем порядке.