Распродажи в день холостяка 11.11 - Онлайн сумасшествие в Китае


В Китае стартовала основная часть глобальной онлайн-распродажи по случаю Дня холостяка. День холостяка, который также называют днём одиноких сердец или Всемирным днем шоппинга, символично празднуется в Китае 11 числа 11 месяца.


Прямая трансляция популярна во всем мире для спорта, игр и развлечений, но она становится ключевым каналом электронной коммерции в Китае. Компания Alibaba в этом году обещает свыше 17 миллионов выгодных предложений в 7 тысячах категорий для более чем 1 миллиарда активных покупателей онлайн-платформ Tmall и Taobao. Еще больший выбор брендов ждет участников торговой площадки Alibaba Tmall Global.


Основная часть 14-й ежегодной глобальной онлайн-распродажи по случаю Дня холостяка стартовала в Китае, в этом году в ней принимают участие более 290 тысяч брендов из 90 стран и регионов.


Абсолютно все продавцы намерены активно вести продажи через лайфстриминг, который сегодня является самым эффективным методом продвижения сбыта в китайском сегменте всемирной паутины. В 2021 году объем рынка лайфстрим-продаж в КНР оценивался в 1,2 триллиона юаней, а к 2025-му достигнет 2,1 триллиона юаней.


В прошлом году объемы продаж на электронных торговых площадках Alibaba побили все предыдущие рекорды. За период распродажи с 1 по 3, и 11 ноября оборот от продаж товаров и услуг, торговых интернет-площадок компании достиг 540,3 миллиарда юаней (84,54 миллиарда долларов), в распродаже приняли участие почти 290 тысяч брендов.


ОПЫТ РФ участия в 11.11

ü Посольство России в КНР и Медиакорпорация Китая в 2020 году организовали акцию по продаже российских товаров на площадке электронной торговли TMall, принадлежащей Alibaba. Акция была приурочена к третьей Китайской международной выставке импортных товаров (CIIE), проходящей в Шанхае. Китайские телеведущие рекламировали российские товары в формате онлайн-трансляции, которую посмотрели 30 миллионов человек.

ü О российских товарах с набережной Шанхая рассказывала китайская интернет-знаменитость Вэй Я. Это первый опыт масштабных продаж российских товаров в Китае через лайф-стриминг, который сегодня является самым эффективным методом розницы в китайском сегменте всемирной паутины.

ü Всего за полчаса российские производители конфет, мороженого, зубной пасты, краски для волос и натуральной косметики продали товары на 12,3 млн юаней (около $1,8 млн). При этом у одного из российских производителей конфет все складские запасы в Китае раскупили за секунду, а у производителя мороженого — за 3 секунды.


На площадке КНР у каждого продавца есть рейтинг, на который ориентируются покупатели, рейтинг учитывает объемы продаж и узнаваемость бренда. Вовлечение интернет-знаменитостей, волна покупок — все это резко повышает рейтинг, что в долгосрочной перспективе привлекает все больше и больше клиентов. Участие интернет-знаменитостей в продвижении товара — это как знак качества для китайского потребителя.


Ежегодные рекорды продаж. Любопытно знать

Больше продавцов значит больше продаж. Каждый год фестиваль шопинга бьет собственные рекорды по скорости достижения отметки 10 млрд юаней ($151,4 млн) и рекорды общей суммы проданного. В 2016 году Alibaba понадобилось 7 минут, чтобы продать товаров на 10 млрд юаней. Через год время рекорда уменьшилось вдвое. В 2018 «психологически важной отметки» достигли за 125 секунд. В 2019 — за 96 секунд. Компания также фиксирует рекорды по времени продаж на 100 млрд юаней ($14,3 млрд). В 2019-м китайцам потребовался всего 1 час 3 минуты 59 секунд, чтобы достичь этой отметки. Это было на 43 минуты быстрее, чем в 2018-м.

В 2019 году продажи 11 ноября на Alibaba превысили миллиард долларов за 68 секунд, а отрыв от «Чёрной пятницы» и «Киберпонедельника» стал более, чем двукратным. Обычно все эти подсчёты ведутся в прямом эфире и выводятся на экран — Alibaba каждый год проводит в честь своей распродажи полноценный фестиваль 11.11 Gala, где участвуют западные звёзды уровня Дэвида Бэкхема, Николь Кидман, Кэти Перри и Дэниэла Крейга.


“День холостяков” в каждом супермаркете: офлайн для онлайна

В начале 2015 года Alibaba Group вложилась в израильский стартап Visualead, позиционирующий себя как сервис "офлайн для онлайн" (О2О). По сути, это старые добрые QR-коды, “замаскированные” в дизайне упаковки товара. В тот момент многие иронизировали, но оказалось, что эта инвестиция – лишь часть большого проекта по внедрию омниканальности. А точнее, по развитию формата О2О (ofline-to-online).

В партнерских магазинах за несколько дней до распродажи открылись специальные зоны (Experience zones), где покупатели могут попробовать товар, отсканировать QR-код с него при помощи мобильного приложения, положить в корзину и купить позже на Tmall.com по распродажной цене. Это огромная инициатива, связывающая воедино онлайн- и офлайн- каналы.


Немного истории. Как появилась эта распродажа? Всемирная глобальная распродажа

День холостяка зародился в 1993 году в кампусе китайского университета города Нанкин — студенты стали проводить вечеринки в честь своего одиночества, противопоставляя их Дню святого Валентина. Исходное название события — 光棍节 (Guānggùn jié) и оно действительно значит «День холостяка». Однако сегодня в Китае этот праздник стал в первую очередь днем распродаж. Теперь все говорят «двойное 11» (双十一 shuāng shíyī), потому что фестиваль проходит 11 числа 11 месяца. Дата 11.11 была выбрана не просто так: в Китае цифра 1 связана с выражением «голые ветви». Так называют холостяков, поскольку те не могут добавить новую ветвь к генеалогическому древу. А четыре единицы — уже группа холостяков, которые держатся вместе. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.

Другая причина — демографический разрыв. В 2020 году в Китае одиноких мужчин примерно на 30 миллионов больше, чем женщин в том же статусе. На это повлияла национальная «политика одного ребёнка»: её отменили в 2015 году, но отголоски будут считаться ещё десятилетиями. Китайских мужчин, которые не женились к 30 годам, на родине называют «shengnan» — ненужный, оставшийся. И это оказывает на них дополнительное давление общества.


Джек Ма. Как появилась идея создания аналога «Черной пятницы»

Тем временем, Джек Ма, основатель Алибаба, размышлял над идеей увеличить продажи на торговой онлайн-площадке Tmall, сосредоточив интерес покупателей вокруг определённого праздника. Вдохновлялся он примером США, где предлагали большие скидки сразу после Дня благодарения — распродажа, получившая название «Чёрная пятница». 11 ноября 2009 года Alibaba провела крупную 24-часовую онлайн-распродажу на Taobao Mall, приурочив её к неофициальному празднику. Поначалу промо-компания строилась на призывах мужчин побаловать себя и отпраздновать собственную независимость, а не горевать об одиночестве. «Даже если у вас нет парня или девушки, вы можете закупаться как сумасшедшие» — гласил слоган.