Вывод на экспортный рынок Китая российского предприятия, экспортирующего куриную продукцию


Что нужно знать, чтобы отправить (экспортировать) в Китай куриную продукцию? 1. Производственные предприятия должны быть аккредитованы и находится в Реестре официальных экспортеров. 2. Торговые предприятия и склады также должны иметь аккредитацию на экспорт. 3. Куриная продукция должна соответствовать требованиям и стандартам: Ø Национальный Стандарт Китайской Народной Республики GB16869-2005 для свежих и замороженных продуктов мяса птицы. Ø Государственный стандарт Китайской Народной Республики GB-2707-2016 (Свежая и замороженная продукция животноводства и птицеводства. Ø Свод правил гигиены для предприятий по убою и переработке мяса GB/T20094-2006 Ø Государственный стандарт Китайской Народной Республики GB-2762-2012 Ø Извещение Министерства сельского хозяйства Китайской Народной Республики №235 Кроме того, экспортердолжен соблюдать следующиетребования: Ø необходимо фиксировать место рождения птицы в соответствующих документах; Ø нельзя использовать запрещенные ветеринарные и кормовые добавки; Ø регионы страны, где производится продукция, должны быть свободны от ньюкаслской болезни, микоплазмозы, тифа, гепатита и птичьего гриппа минимум в течение одного года; Ø карантинный осмотр государственными ветеринарными врачами должен производиться до и после убоя, что станет гарантией здоровья всех птиц на ферме; Ø упаковка, в которой перевозится мясной продукт в Китай, должна быть герметичной и опломбированной в течение всего периода транспортировки; Ø каждый этап производства, обработки, упаковки, хранения и перемещения продукции должен осуществляться по нормативам Китайской Народной Республики и страны поставщика (либо международным стандартам, которые приняты обеими сторонами). Экспорт товаров на китайский рынок может значительно увеличить прибыль компании, стать «подушкой безопасности» при возникновении сложностей во взаимоотношениях с местными покупателями. Но для того, чтобы наладить этот процесс, необходимо учесть особенности


экспортной деятельности, вникнуть в ключевые вопросы, которые затрагивают все ее этапы — от поиска поставщика до срока доставки и условий возврата неликвидного товара. Но вначале для организации поставок товаров в Китай, участникам ВЭД необходимо провести предварительную подготовку: Ø проанализировать рынок, востребованность своего продукта на нем; Ø подготовить образцы товара с сопроводительной документацией на английском и китайском языках; Ø разработать название продукта с учетом китайского менталитета; Ø доставить товар на китайский таможенный склад; Ø найти аудиторию для сбыта, провести переговоры и заинтересовать целевых покупателей своей продукцией; Ø затаможить пробную партию и реализовать ее. При этом важно, чтобы первая же партия (даже пробная) покрывала расходы на транспортировку, налогообложение и другие статьи. Если какие-то из этих условий не будут соблюдены, есть риск возврата груза обратно в Россию без пропуска в Китай. Экспортные Барьеры 1. Предельно допустимое содержание остатков определенных (немикробиологических) веществ или уровень загрязнения ими В 2012 году были разработаны изменения в обязательный государственный стандарт Китайской Народной Республики GB 14882-1994 о предельных уровнях содержания радионуклидов в продуктах питания. Соответствующая информация была нотифицирована в ВТО в уведомлении SPS/N/CHN/629. В соответствии с проектом стандарта для выявления загрязненности пищевых продуктов радионуклидами необходимо провести исследование содержания нестабильных изотопов 3H, 60Co, 89Sr, 90Sr, 103Ru, 106Ru,131I, 134Cs, 137Cs, 238Pu, 239Pu, 241Am, 210Pb, 210Po, 226Ra, 228Ra, 232Th, 234U, 238U. Всего в проекте стандарта приведены уровни предельной концентрации 12 искусственных и 7 природных радионуклидов. Методы проверки продуктов питания на предмет содержания радионуклидов перечислены в государственных стандартах КНР группы GB 14883. 2. Налоги на потребление С 1 апреля 2019 г. в Китайской Народной Республике стандартная ставка НДС при реализации товаров снижена до 13%, а стандартная льготная ставка НДС (ставка при продаже льготных категорий товаров) - до 9%. В перечень продукции, в отношении которой применяется пониженная (льготная) ставка НДС входят зерновые культуры, растительные масла и семена, угольные продукты для бытового использования, пищевая соль, сельскохозяйственная техника, корма для животных, пестициды, удобрения, сельскохозяйственная пленка, диметиловый эфир, книги, некоторая другая продукция. Снижение НДС нацелено на стимулирование экономического роста страны. 3. Ограничения в отношении государственных закупок Сфера государственных закупок в Китае регулируется двумя основными законами: а) Законом о государственных закупках (GPL) от 2002 г., который регламентирует закупочную деятельность, осуществляемую за счет бюджетных средств государственными организациями и другими организациями на всех уровнях государственного управления в Китае; б) Законом о проведении торгов и тендеров, который устанавливает единообразные процедуры проведения торгов и тендеров на выполнение определенных видов работ, в частности строительных или общественных работ, независимо от типа организации, которая проводит закупки. В GPL установлено требование о том, что государственные заказчики должны закупать товары местного производства, за некоторыми исключениями. Статья 10 GPL предусматривает, что отечественные товары, проекты и услуги должны использоваться для государственных закупок, за исключением следующих случаев: требуемые товары не доступны в Китае или недоступны при разумных коммерческих условиях; Объекты закупок предназначены для использования за пределами Китая; или указано иное в других законах или административных правилах. 26 мая 2009 г. китайские власти выпустили Циркуляр FGFG [2009] № 1362 (обнародован Комитетом национального развития и реформ (NDRC) и восемью другими центральными правительственными департаментами) об ужесточении государственного надзора за тендерами и тендерными предложениями в связи с государственными проектами. Данный Циркуляр обязывает осуществлять закупку продукции китайского производства в проектах, инвестируемых государством. 4. Требования в отношении этикетирования В соответствии с государственным стандартом Китайской Народной Республики GB 7718-2011 «Положение об этикетках расфасованной пищевой продукции» установлены обязательные требования к этикетке упакованных продуктов питания (включая напитки), готовых для потребления. В стандарте также изложен способ расчета площади наибольшей поверхности упаковки или контейнера разных форм, а также способы указания пищевых добавок на этикетке. Информация на этикетке должна быть нанесена на китайском языке. Требования данного стандарта должны соблюдаться всеми компаниями, осуществляющими продажи расфасованных продуктов питания на рынке КНР. 5. Системный подход Между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики был подписан Протокол о проведении инспекционного, карантинного, ветеринарного и санитарного контроля в отношении взаимных поставок замороженного мяса птицы между Россией и Китаем. Согласно данному Протоколу при производстве мяса птицы необходимо обеспечивать, что живая птица, из которой производится мясо птицы, предназначенная для экспорта: - выводится, рождается и выращивается в утвержденных компартментах, свободных от болезней, не инфицированных вирусами птичьего гриппа и болезни Ньюкасла; - поступает из компартментов, свободных от болезней, в отношении которых в течение предыдущих 12 месяцев не было введено никаких карантинных ограничений или ограничений на передвижение из-за инфекционных и паразитарных заболеваний. Российские производственные предприятия (включая предприятия по убою, разделке, переработке и хранению), занимающиеся экспортом мяса птицы в Китай, должны соответствовать установленным китайским ветеринарным и санитарным требованиям, а также пройти регистрацию в компетентном органе Китая. На внутренней упаковке мяса птицы предприятием-производителем указываются наименование продукции, страна происхождения, предприятие-производитель, регистрационный номер и номер партии на китайском и русском языках. Наименование продукции, спецификации, место происхождения (страна/регион/город), регистрационный номер предприятия, номер партии, место назначения, дата производства (год/месяц/день), сроки и условия хранения указываются предприятием-изготовителем на внешней упаковке на русском и китайском языках. Перед отправкой контейнер должен быть опечатан компетентным органом Российской Федерации под наблюдением государственного ветеринарного врача. Номер пломбы указывается в ветеринарном сертификате. Продукты должны храниться и транспортироваться в соответствующих температурных условиях с поддержанием внутренней температуры замороженного мяса птицы не выше -15°С. В Приложении к Протоколу также приводится перечень разрешенных к экспорту пищевых субпродуктов птицы. Перечень периодически обновляется, актуальная информация размещается оперативно на сайте Россельхознадзора. 24 сентября 2021 г. в ходе видеоконференции между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР, китайская сторона выразила обеспокоенность в связи с несоответствиями поставляемой российской продукции (куриные лапы) требованиям по органолептическим показателям (черные наросты, желтая кожа). При повторении подобных случаев высока вероятность того, что китайская сторона примет меры по ограничениям поставок птицепродукции из России. 6. Методы выращивания или отлова животных Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации и Главное таможенное управление Китайской Народной Республики подписали Меморандум о стандарте компартментализации по гриппу птиц. Согласно данному Меморандуму при осуществлении взаимных поставок живой птицы и птицепродукции должен применяться стандарт компартментализации. Данный стандарт содержит требования к карантинным зонам с биозащитой по гриппу птиц, такие как юридический статус предприятий, перечень их основных производственных единиц, наличие системы идентификации и отслеживания домашней птицы, продуктов птицеводства и производственных материалов, требования к организационной системе и персоналу и другие. 7. Требования, касающиеся наблюдения и контроля за импортом, и другие меры автоматического лицензирования В соответствии с Административными мерами автоматического лицензирования импорта товаров, опубликованными на официальном сайте Министерства Коммерции Китайской Народной Республики 10 ноября 2004 года, при импорте некоторых товаров необходимо получить автоматическою лицензию на импорт. При подаче заявки импортер или иное заинтересованное лицо, имеющее полномочия в отношении товаров, должен указать такие сведения как внешнеторговый контракт, соответствующие сертификаты на импортированный товар (в случае необходимости) и др. Выдача автоматической лицензии осуществляется в течение 10 рабочий дней после подачи заявки. Перечень товаров, подлежащих автоматическому лицензированию, публикуется на официальном сайте Министерства коммерции КНР. Актуальный перечень охватываемых данной мерой товаров, утвержденный Уведомлением Главного таможенного управления Министерства коммерции КНР от 10 декабря 2018 г. № 101, включает в себя широкий ряд товаров (свежие и мороженные части свинины, говядины, баранины и курятины; свежее и порошковое молоко различной жирности; ячмень, сорго, соя и рапс; соевое, оливковое, рапсовое и пальмовое масла; табак; нефть; некоторые виды удобрений; некоторые виды машин и оборудования (сушилки, оборудование для переработки табака, экскаваторы, шлифовальные станки, радио- и телеаппаратура, аппараты для сварки, аппараты дистанционного управления и др.); легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили и др.) опубликован на официальном сайте Министерства коммерции КНР (http://www.mofcom.gov.cn/article/b/e/201812/20181202819995.shtml).


Коды товарной номенклатуры Китая, на которые распространяется данная мера: 0203219010, 0203219090, 1901101000, 2403910010, 2403910090, 5601221000, 5502101000, 2710121000, 2710122000, 2710191100, 2710191200, 2710192300, 2710192910, 8419399020, 8517621200, 8525601000, 8528711000, 8529109021, 8529109029, 8529901011, 8529901012, 8529901013, 8529901014, 8529909011, 8543709920, 8901101010, 8901101090, 8901908000, 8901909000, 8902001000, 0504002100, 1511901000, 1511902001, 1511909000, 2710192200, 2710192990, 8426192900, 8426411000, 8426491000, 8429401100, 8429401900, 8479102100, 8479102900, 8443198000, 8443911110, 8443911190, 8443911900, 8443919010, 8443991000,8445401000, 8446304000, 8446305000, 8454201010, 8454201090, 8454301000, 8454302200, 8454302900, 8455102000, 8455103000, 8455109000, 8455212000, 8455213000, 8455219000, 8455221000, 8456301010, 8456301090, 8460121000, 8460221000, 8460231100, 8460231900, 8460241100, 8460241900, 8461401100, 8461401900, 8501641010, 8501641090, 8501642090, 8515212001, 8515212090, 8515219900, 8515312000, 8515319900, 8517622100, 8517622200, 8517622910, 8517623910, 8526109020, 8704230090, 8704230010, 8704230020, 8704230030, 8706002100, 8706002200, 8706003000, 8706004000, 8706009000, 8901201100, 8901202100, 8901203100, 8901209000, 8901902100, 8901903100, 8901904100, 9018121000, 9018129110, 9018131000, 9022901000, 9022909020, 9022909030. 8. Требования о ввозе через определенный таможенный пункт В соответствии с Уведомлением Главного таможенного управления Китайской Народной Республики № 74 от 28 апреля 2019 года ввоз конины и ее субпродуктов, а также прочих мясных продуктов (в том числе замороженных) разрешен через определенные таможенные пункты, а именно: - ввоз конины и ее субпродуктов разрешен через таможню Хух-Хото; - ввоз замороженных мясных продуктов – через таможню Циндао; - ввоз прочих мясных продуктов – через таможни Циндао, Цзинань, Урумчинскую таможню. Дополнительно информируем, что ввоз мяса птицы возможен морским транспортом через порты Циндао, Гуанчжоу и Шанхая. 9. Другие формальности, не включенные в другие категории В соответствии с Указом Главного таможенного управления Китайской Народной Республики № 103 от 18 сентября 2003 года (в ред. от 23 ноября 2018 года), касающимся декларирования ввозимых и вывозимых товаров, импортеру или иному заинтересованному лицу, обладающими полномочиями в отношении товаров, необходимо задекларировать ввозимый товар в течение 14 дней с момента въезда транспортного средства, перевозящего товар, на территорию КНР. Декларация может подана как в электронной, так и в бумажной форме. При осуществлении проверки сведений, содержащихся в декларации, таможенный орган имеет право запрашивать дополнительные сведения, относящиеся к ввозимому товару. К декларации на товар прилагаются: - внешнеторговый контракт; - счет-фактура (инвойс); - упаковочный лист; - грузовой манифест; - договор между получателем товаров(импортером) и его представителем (брокером); - лицензии и/или разрешительные документы и др. 10. Требование в отношении сертификации В Китае предусмотрена сертификация органических продуктов в рамках «Мер по управлению сертификацией органических продуктов». Система сертификации органических продуктов основана на требованиях китайского национального стандарта для органических продуктов № GB/T 19630-2011, который распространяется на полностью натуральные продукты и устанавливает основные правила для органического производства, обработки, маркировки, реализации и системы управления органической продукцией. Сертификацию осуществляют аккредитованные органы по сертификации. Процесс сертификации включает в себя документальную проверку, испытания образцов продукции и аудит производства. Производители, получившие сертификат на органическую продукцию, подлежат ежегодному аудиту. Сертифицированная продукция маркируется соответствующим знаком. В случае, когда система сертификации органических продуктов какой-либо страны эквивалентна системе КНР, согласно законодательству Китая, Управление по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (CNCA)может подписать соответствующий меморандум с компетентным органом данной страны для упрощения импорта и экспорта органической продукции. На данный момент такой меморандум Китай подписал только с США. 11. Правила происхождения В Китайской Народной Республике критерии определения страны происхождения экспортируемых и импортируемых товаров зафиксированы в Постановлении Государственного Совета КНР от 3 сентября 2004 г. № 416 «Положение КНР о происхождении ввозимых и вывозимых товаров». Страной или регионом происхождения, как правило, считается та страна/регион, где товар был полностью произведен. В случае, если в процессе производства участвовало более одной страны/региона, то страна/регион, где была проведена последняя существенная переработка товара считается местом его происхождения. Не считаются произведенными в конкретной стране/регионе товары, прошедшие там: 1) операции, обеспечивающие сохранность товаров с целью их транспортировки или хранения; 2) операции, способствующие отгрузке товаров; и 3) операции по упаковке товаров для продажи. Согласно ст. 6 вышеуказанного Постановления, основным критерием для определения достаточности переработки, необходимым для того, чтобы товар считался произведенными в той или иной стране или регионе, является изменение его тарифной классификации на уровне четырех знаков (изменение кода ТНВЭД). Если изменение в тарифной классификации не применимо к определению происхождения товаров, используются такие критерии, как адвалорные доли и/или проведение необходимых операций по производству или переработке. Конкретные критерии устанавливаются Главным таможенным управлением КНР совместно с Министерством коммерции КНР. 12. Регулирование официального выделения валютных средств Валютно-финансовые аспекты импорта в Китай регулируются «Мерами по осуществлению экспериментальной реформы в сфере валютных платежей по импорту товаров», принятыми Главным управлением валютного контроля КНР 2 апреля 2010 г. В соответствии с документом, после заключения контракта на импорт товаров компания должна пройти процедуру регистрации в территориальном управлении валютного контроля (далее – управление), а также оформить письменное подтверждение о платежных обязательствах в иностранной валюте. Для осуществления валютных операций импортеру также необходимо быть включенным в реестр компаний, осуществляющих расчеты в иностранной валюте. Оператором реестра выступает ГУВК. Включению в реестр предшествует проверка истории сделок, деловой репутации, платежеспособности компании, по результатам которой ей присваивается статус импортера одной из трех категорий. Импортеры первой (высшей) категории автоматически включаются в реестр, импортеры второй категории могут быть внесены в реестр на индивидуальной основе с учетом дополнительных критериев. Импортерам третьей категории, как правило, выносится решение об отказе. Согласно «Мерам», на исполнение отдельного импортного контракта отводится срок не более трех месяцев. При этом импортер должен представлять отчеты в управление в отношении каждого платежа в рамках контракта. Управление распространяет реестр компаний-импортеров среди уполномоченных банков. Банки не имеют права проводить валютные платежи компаний, не включенных в реестр. Банк осуществляет прямые платежи по импортному контракту или выпускает аккредитив при условии предоставления импортером всей необходимой расчетной и договорной документации. В свою очередь, данная документация перенаправляется банком в управление. Импортер также представляет в банк свидетельство о регистрации валютной сделки, выданное управлением. Импортер в полном объеме информирует управление о ходе поставок и прочих товарных операциях по контракту. Управление в обязательном порядке осуществляет камеральные проверки валютных операций в рамках контрактов, основываясь на данных расчетной, договорной, таможенной документации. В случае необходимости проводятся выездные проверки в отношении импортеров и обслуживающих их банков. В рамках выездной проверки управление обладает широкими административными полномочиями. 13. Гигиенические требования В 2017 году вступил в силу обязательный государственный стандарт Китайской Народной Республики GB 2707-2016 «Свежая (замороженная) продукция животноводства и птицеводства». В стандарте установлены органолептические требования, физико-химические показатели, а также даны ссылки на стандарты, которым должна соответствовать продукция по максимально допустимому количеству загрязняющих веществ и максимально допустимому остаточному количеству пестицидов и ветеринарных препаратов. Данный стандарт распространяется на: - Свежее мясо животных, птицы: мясо, не прошедшее холодильную обработку после забоя живого скота (свиней, КРС, МРС, кроликов и т.д.), птицы (куры, утки, гуси и т.д.) и переработки. - Замороженное мясо животных, птицы: мясо, прошедшее холодильную обработку при температуре ≤ - 18°Cпосле забоя живого скота (свиней, КРС, МРС, кроликов и т.д.), птицы (куры, утки, гуси и т.д.) и переработки. - Субпродукты животноводства и птицеводства: съедобные продукты, к которым относятся внутренние органы, голова, шея, хвост, крылья, ноги (лапы) и т.д. скота и птицы, полученные после забоя живого скота (свиней, КРС, МРС, кроликов и т.д.), птицы (куры, утки, гуси и т.д.) и переработки. Стандарт GB 2707-2016 заменяет GB 2707-2005 «Гигиенические стандарты для свежего (замороженного) мяса», а также некоторые показатели в GB 16869-2005 «Свежая, замороженная продукция птицеводства»; для аналогичных показателей в GB 16869-2005 «Свежая, замороженная продукция птицеводства» нормы, указанные в стандарте GB 2707-2016, обладают преимущественной силой. 14. В 2006 году вступил в силу обязательный государственный стандарт Китайской Народной Республики GB 16869-2005 «Свежие и замороженные продукты из мяса птицы». Стандарт определяет технические требования, методы, правила проверки и требования к нанесению этикетки, маркировке, упаковке, хранению свежих и замороженных продуктов мяса птицы. Также в документе даны ссылки на стандарты, которым должна соответствовать продукция с точки зрения методов определения содержания определенных веществ в продукции, обозначений на упаковке, микробиологических исследований и др. Стандарт применяется к свежим или замороженным продуктам из мяса птицы, которые изготовлены из здоровой и живой птицы за счет убоя, обработки и упаковки; он также применим к неупакованным свежим или замороженным продуктам из мяса птицы. - Свежие охлажденные продукты: когда домашняя птица забивается и обрабатывается, а затем подвергается предварительному охлаждению, включая полностью потрошенную птицу, части птицы (включая мясо, крыло, окорочок и т. д.),субпродукты [голову, шею, потроха, ноги (лапы)]. - Замороженные продукты: когда домашняя птица подвергается убою и обработке, включая полностью потрошенную птицу, части птицы (включая мясо, крыло, окорочок и т. д.), субпродукты [голова, шея, потроха, ноги (лапы)]. Стандарт GB 16869-2005 заменяет ранее действовавший стандарт GB 16869-2000 «Свежие и замороженные продукты из мяса птицы». 15. На территории Китайской Народной Республики разработан свод правил гигиены для предприятий по убою и переработке мяса. В правилах указаны основные принципы гигиены и предварительные производственные требования к мясу, конструкции объектов, гигиены окружающей среды, рабочих цехов и объектов скотобойни и перерабатывающих предприятий, гигиенического контроля разделки и обработки, гигиены упаковки, транспортировки, гигиены персонала, системы качества гигиены и другие специальные требования. Частью документа также является положения стандартов GB5749 «Гигиенические стандарты живой и питьевой воды»,GB16548 «Стандарты биологически-безопасной утилизации туш КРС и птицы, умирающих из-за болезней», GB/T 19533 «Анализ опасности критических контрольных точек (НАССР) и руководство по его применению». Правила распространяются на предприятия по убою скота, мясоперерабатывающие предприятия, склады мяса и мясных продуктов и т.д. Под «мясными продуктами» понимаются продукты, в которых мясо выступает в качестве главного сырья, и продукты, отражающие характеристики мяса (для пищевых продуктов, за исключением консервов). Под «мясом» понимается съедобные мясо, мясные продукты и пищевые субпродукты домашних или диких млекопитающих и мяса птицы. 24 сентября 2021 г. в ходе видеоконференции между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР, китайская сторона выразила обеспокоенность в связи с несоответствиями поставляемой российской продукции (куриные лапы) требованиям по органолептическим показателям (черные наросты, желтая кожа). При повторении подобных случаев высока вероятность того, что китайская сторона примет меры по ограничениям поставок птицепродукции из России. 16. Россельхознадзором от китайской стороны получены инспекционные и карантинные требования к экспортируемому в Китай мясу птицы. Согласно требованиям, птица должна происходить из регионов страны-экспортера, свободных от болезни Ньюкасла и высокопатогенного гриппа птиц. Фермы должны находиться в регионах, минимум в течение 12 месяцев благополучных по следующим заболеваниям: низкопатогенному гриппу птиц, хламидиозу птиц, инфекционному бронхиту птиц, инфекционному ларинготрахеиту птиц, микоплазмозу птиц, вирусному гепатиту уток, тифу птиц и пуллорозу птиц, инфекционной бурсальной болезни птиц. На фермах в течение 6 месяцев не должно быть обнаружено заболеваний птиц, о которых в соответствии с нормами страны-экспортера нужно сообщать; фермы не должны находиться подконтрольными ограничениями. Государственные ветеринарные врачи осуществляют карантинный осмотр до и после убоя, чем гарантируют, что все птицы на бойне здоровы, без клинических проявлений инфекционных и паразитарных болезней, на туше и внутренних органах нет патологических изменений. При экспорте мяса птицы в Китай должны использоваться соответствующие международным стандартам, ранее не использованные новые упаковочные материалы. Упаковка должна быть промаркирована изнутри и снаружи в соответствии со стандартами, прописанными в китайской нормативной документации. Мясо птицы, экспортируемое в Китай, должно перевозиться в опломбированном герметичном контейнере, целостность пломбы в пути не может быть нарушена. Процессы производства и обработки, упаковки, хранения и транспортировки мяса птицы, экспортируемого в Китай, должны быть организованы (каждый этап) в соответствии со стандартами и требованиями нормативной документации Китая и страны-экспортера. Продукция, идущая на экспорт в Китай, должна быть отделена от другой продукции. Предприятия по производству и обработке мяса птицы на экспорт в Китай (бойни, предприятия по обработке и хранению) могут экспортировать свою продукцию в Китай только после получения разрешения от китайской стороны. Каждый контейнер и транспортное средство при экспорте продукции в Китай должны сопровождаться подлинником ветеринарного сертификата, форма и содержание которого предварительно согласованы с китайской стороной. При ввозе мяса птицы через пункт пропуска продукция может быть допущена на территорию Китай только после проведения карантинной инспекции китайскими специалистами. 24 сентября 2021 г. в ходе видеоконференции между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР, китайская сторона выразила обеспокоенность в связи с несоответствиями поставляемой российской продукции (куриные лапы) требованиям по органолептическим показателям (черные наросты, желтая кожа). При повторении подобных случаев высока вероятность того, что китайская сторона примет меры по ограничениям поставок птицепродукции из России. 17. Требование о регистрации импортеров НОВЫЕ ПОПРАВКИ!!! В соответствии с Приказом Главного таможенного управления Китайской Народной Республики № 248 с 01 января 2022 г. вступает в силу новое «Положения КНР об управлении регистрацией иностранных предприятий по производству импортируемых пищевых продуктов».

Все предыдущие документы, касающиеся регистрации зарубежных поставщиков продуктов питания утратят силу. Положения нового документа применяются к управлению регистрацией иностранными предприятиями по производству, переработке и хранению пищевых продуктов, экспортирующими пищевые продукты в Китай. При этом приказ не распространяется на предприятия по производству, переработке и хранению пищевых добавок и продуктов, связанных с пищевыми продуктами. Документ устанавливает необходимость аттестации предприятий, желающих поставлять животноводческую продукцию, а также композитную продукцию, содержащую компоненты животного происхождения (в том числе фаршированные макаронные изделия) на китайский рынок. В этой связи российским предприятиям по производству такой продукции необходимо пройти аттестацию в Реестре экспортеров – ИС «Цербер» для формирования списка компаний, заинтересованных в экспорте в Китай, с целью последующего его направления в Главное таможенное управление КНР для аттестации. Согласно новым правилам, регистрационная лицензия будет выдаваться предприятиям на пять лет с необходимостью обновления за 3-6 месяцев до истечения срока регистрации. В ином случае лицензия будет обнулена. В документе также описаны иные условия, при которых действие лицензии может быть прекращено, а также условия, при которых может быть введен запрет на ввоз продукции из всей страны.


Необходимые документы для прохождения процедуры сертификации продуктов питания на территории КНР: 1. Документы заявителя (ИНН, ОГРН, выписка ЕГРЮЛ, договор аренды помещения или свидетельство о собственности); 2. «Certificate of origin» (сертификат происхождения товара). 3. «Health certificate for dairy productsfor human consumption» (Сертификат здоровья на молочные продукты для потребления человеком). 4. Оригинал сертификата свободной продажи (Free Sale Certificate (FSC)) 5. Обязательные декларации, сертификаты соответствия по ТР ТС и РФ, протоколы испытаний. В данном случае достаточно будет предоставить протокол, выданный аккредитованной испытательной лабораторией; 6. Состав продукции (Процентное содержание каждого ингредиента в продукции и их назначение. Если ингредиент смешанный, то необходимо указать процентное содержание каждого компонента указать калорийность, энергетическую ценность, состав полезных минералов и витаминов.) 7. Чертеж (развернутый) внешней упаковки на русском языке. 8. Образцы продукции из одной партии 9. Краткое описание технологии производства и схема производственного процесса. 10. Дополнительно для проверки продукции еще требуется стандарт качества на некоторое сырье. 11. Договор между фактическим производителем и собственником бренда. Мероприятия, которые необходимо пройти на территории КНР. Маркетинговые исследования. Они необходимы для получения востребованного продукта на рынке Китая. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задачи исследования и планируемые результаты: 1. Определение состава целевой аудитории, готовой покупать продукт 2. Восприятие продукта, менталитет при принятии решения о покупке 3. Рекомендации к разработке и коррекции упаковки 4. Рекомендации по использованию бренд-активатора 5. Рекомендации по построению маркетинговой концепции продвижения продукта Аналитика и перспективы экспортного рынка Китая для российских производителей. Экспорт товаров в Китай считается одним из перспективных направлений для развития бизнеса. Потребление напитков и продуктов питания в КНР составляет более 1 трлн долларов. Страна является первой в мире по объему рынка розничной торговли продовольствием. В, ближайшие пять лет уровень потребления в Китае продолжит расти и составит 1,8 трлн долларов к 2024 году. Сегодня наибольшим спросом у жителей КНР пользуется российское продовольствие: мороженая рыба и морепродукты, мясо птицы, говядина, субпродукты, рапс, зерновые, соя, растительные масла, мука, мучные кондитерские изделия, мороженое, напитки(алкогольные и безалкогольные) и т.д. В.В. Путин поручил правительству РФ наращивать экспорт сельскохозяйственных продуктов, к 2024 году экспорт продовольствия должен вырасти в 2,2 раза и достичь 45 млрд долларов. Но уже в конце 2020 года Путин отметил, что цены на продукты в России начали расти из-за «экспортных возможностей, вследствие чего президент РВ поручил профильным министерствам сдерживать экспорт зерна, кукурузы и ячменя.2020 г. оказался трудным для всего мира. Однако в Китае единственная в мире экономика, показавшая рост после снятия жестких ограничений, связанных с COVID -19. ВВП Китая вырос за год на 2,3% (к 2021 рост, по прогнозам, составит 8,2%), а экспорт увеличился на 3,5% в годовом выражении. В 2020 году товарооборот России с Китаем составил 103 969 180 953 долларов США, уменьшившись на 6,27% (6949393932 $ USD) по сравнению с 2019 годом. Экспорт России в Китай в 2020 году составил 49 060 963 319 долларов США, уменьшившись на 13,61% (7 730 614 045$ USD) по сравнению с 2019 годом. Доля Китая в экспорте России в 2020 году составила 14,58% против 13,43% в 2019 году. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья России, *коды ТН ВЭД 01-24* в 2020 году 8,07% от всего объема экспорта России в Китай (в 2019 году – 5,62%). В структуре экспорта в КНР продукты питания впервые за долгие годы заняли второе место, обогнав древесину. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья России, *коды ТН ВЭД 01- 24* в 2020 году составил 29 616 043 000 $ USD, в том ч